Кризис, он, сука-беспощадный и не политкорректный. Он давит всех, вне зависимости от цвета кожи, вероисповедания и интеллекта. Правда, если последний у вас присутствует, вы должны понимать, что в кризис нужно менять не качество, а сами принципы работы. Сейчас многих волнует, как выжить в условиях, когда кризис давит простое население, происходит отток денежной массы у потребителя, а следовательно – на пейнтболе и иных «развлекаловках» сильно экономят. Не до того простому люду. Мне уже несколько раз задавали подобные вопросы. Попробую изложить свое видение ситуации.
Тип кризиса
Прежде всего, определитесь, какой тип кризиса к вам пришел. Обычно речь идет о финансовом кризисе, но это далеко не единственный вариант. Вас могут зажать местные власти, на вас могут наехать «братки», в попытке отжать бизнес, или заставить вас платить. В конце концов, вы можете попасть в осаду из-за несчастного случая. Все это разные виды кризиса для пейнтбольного клуба.
Перед тем как открыть пейнтбольный клуб, если вы реально планируете развивать его как бизнес, составьте план антикризисных мер на основе имеющихся у вас ресурсов. Под ресурсами понимается все от денег, до друзей и родителей. Если ваш папа большой начальник, он поможет вам решить много вопросов, и это также ваш актив. Если есть знакомые в полиции (хорошие знакомые, а не сосед, с которым вы иногда здороваетесь), это также может помочь.
Однако скажу сразу, что не все типы кризиса можно перебороть. В моем случае случилась война, и речь шла не о том, чтоб бизнес спасать, а себя спасать нужно было. Так что не рассчитывайте, что ситуация всегда будет предсказуемой.
Зачем нужен план?
Прежде всего, это удобно. Когда вы заранее продумали, что делать, вам легче действовать после наступления неожиданно-критического момента. Дам один совет: в любом типе кризиса (кроме войны и голодомора) вам потребуется работа со СМИ. Наехали на вас власти или криминальные элементы, случился у вас несчастный случай или кто-то умышленно пытается выбивать из вас денег за незначительную травму, при всех этих сценариях направлять общественное мнение в свою сторону необходимо через СМИ.
Как пример, приведу некоторые собственные наработки. В регионе, где я работал (Луганская область) был популярен сценарий с отбором бизнеса в форме рейдерского захвата или простого наезда криминальными элементами, как правило, крышуемыми некоторыми силовыми структурами. Более того, у нас такие элементы даже предлагали свои услуги. За какие-нибудь 300-400 баксов они могли сжечь конкуренту машину или иное имущество. Поэтому недооценивать их влияние было нельзя.
В преддверии неприятного я связался со знакомыми журналистами из Киева (это были старые знакомые, с которыми связь банально затерялась, но я ее восстановил), плюс завел знакомства со всеми местными СМИ. В общем, при наступлении (или нападении, тут уж как кому нравится) критического сценария с наездом, я был готов тут же писать статью о зверствованиях в нашей области криминальных элементов, покрываемых власть имущими. Последним, к слову, в большинстве ситуаций проще слить тех, кто вызывает много шума, а не покрывать их. Я постарался собрать информацию обо всех «братках», которые могли реально наехать, и как-то ее структуризировать, чтобы потенциальная статья о криминальном беспределе базировалась на фактах, а не на голых эмоциях. После выхода статьи в местных СМИ (если конечно местные не струсили бы), и национальных изданиях должен был следовать торг. Т.е. по-простому нужно было бы попытаться договориться. Мол: «Я прекращаю информационную шумиху, а вы отваливаете и даете мне работать».
Это если кратко описать то, что я планировал делать. Аналогичная схема была и для «наезда службами проверки». Элементы другие, статьи тоже, плюс задействование пары личных связей, которые имели доступ к городским властям. Здесь нужно было бы откупиться, но при этом снизить цену до минимальной. Т.е. «сбрить» эту категорию «просителей» не удастся. Если проверка инициирована, им все равно надо будет доложиться о результате. Да и у вас не все в порядке, поверьте. У каждого клуба есть к чему прицепиться.
Вообще, рекомендую рассмотреть три самых важных сценария: наезд криминала, попытка выбить денег госструктурами, несчастный случай. Последнее должно включать как несчастный случай на площадке, так и несчастный случай в вашей жизни. Даже разбитая машина оказывает влияние на порядок работы клуба. Вам нужен будет транспорт, и вы должны заранее знать, где его взять.
Самая тяжелая форма кризиса
Однако все это цветочки, ягодки – это экономический кризис во всей стране. Тут уж должен
быть не просто план, как спасать бизнес, а принципиально иной подход к услуге. Отдыхать люди не переставали никогда. Даже в кризисные 90-е. Вопрос в том, сколько стоит отдых, и сколько людей готовы потратить обозначенную сумму.
Естественно при условии кризиса автоматом растут цены, падает национальная валюта. Особо острая форма (такая как сейчас на Украине) сопровождается еще массовыми социальными неурядицами. Людям просто не до пейнтбола. Проще тем, кто живет в больших городах. Пейнтбол в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве или Новосибирске не умрет. Будет тяжело, но жить можно, еще и на хлеб с маслицем хватит. А вот периферии придется тяжелее.
Нужно реально оценить нынешнюю среднестатистическую ЗП и соотнести ее со стоимостью игры. Если цена игры превышает 5% от этой суммы, ее нужно снижать. «Да куда снижать?» - спросите вы? И так в комплекте 100 шаров, плюс всего по минимуму, и прибыль при этом копеечная.
Есть смысл пересмотреть концепцию игру. Если все так плохо, предлагайте не шары, а раунды. Есть такой формат игры Милсим, когда игроки ограничены в боекомплекте. Обычно им увлекаются тактики, и используют дорогостоящие маркеры с магазинами. Но никто не запрещает вам предложить 5 раундов по 10 шаров. Т.е. заN рублей игрок получает все, что и раньше, но играет не по шарам, а по раундам. Дополнительный раунд, включающий также 10 шаров на каждого игрока, стоит еще сколько-то рублей и т.д. Естественно при этих условиях простое стенка на стенку не актуально. Нужны миссии. Причем симметричные (захват флага в центре и пр.). Тогда экономия шаров будет оправдана ради достижения цели. При стенке на стенку половина выстреляет свои шары за 5 секунд, и выйдет с площадки ни с чем и без настроения.
Здесь важно отвязаться от шаров. 5 раундов звучат довольно неплохо. И, как вы знаете, большинству прокатчиков фиолетово то, что вы продаете, шары или раунды. Они приходят на пейнтбол, и это главное.
Вы можете и сами придумать что-то новое, что позволит снизить стоимость игры и прийти к разумному ценообразованию в данных условиях. Главное, чтобы люди чувствовали, что они играли в пейнтбол. Засыпав всем сразу по 50 шаров, вы получите пару минут игрового времени.
Антикризисная реклама
Рекламные инструменты во время кризиса также нужно переосмыслить. Очень важно найти что-то, что принесет максимальный эффект при минимальных вложениях. Допустим, вы можете распечатать на своем лазерном принтере объявления и сами их расклеить. Не забываем, что мы говорим о кризисе, и если такое предложение кажется вам смешным или неразумным, значит, кризис у вас еще не наступил.
В свое время я столкнулся с довольно жестким кризисом, когда в городе закрыли завод. Порядка двух тысяч человек оказались без работы, и ломанулись на рынок труда. Сразу же работодатели снизили ЗП, люди перестали покупать дорогостоящие товары, начали закрываться магазины. В общем, принцип домино в классической форме. Тогда я сделал акцент на рекламе в соседних городах, которые эта ситуация не так пошатнула.
Правда замечу, что анализ я провел поздно, когда ситуация уже была на грани. И да, в виду отсутствия финансов иногда приходилось самому садиться на велосипед, и ехать клеить объявления. Т.к. бывало по 2-3 выходных совсем без игр.
В общем, постепенно поток клиентов из других городов несколько компенсировал эту финансовую пропасть. В объявлениях я решил сделать сравнительный акцент на стоимости игры. На тот момент стоимость пришлось слегка снизить, но это снижение я компенсировал банальным недосыпанием шаров. Вместо 100 шаров мы сыпали приблизительно по 85-90 штук. В объявлениях стоимость игры сравнивалась с 2 дешевыми пиццами из местной пиццерии, типа «У Васыля». Естественно, съесть две не самые вкусные пиццы было куда менее привлекательнее, чем пострелять по друзьям. Объявления сработали.
Отсекайте то, что не работает
Отмечу, что в описанной выше ситуации далеко не все было гладко. Некоторые близлежащие села (именно села, которые я также обклеивал), эффекта не дали вовсе. Я не учел, что там и само понятие пицца как бы диковинное, не говоря уже о пейнтболе. Для них сравнивать стоимость пиццы и пейнтбола, как для вас стоимость колеса от самолета с шасси Шаттла. В общем «хрен его знает, сколько оно должно стоить». Поэтому расклейка в этих селах больше не проводилась.
Также и вы, в условиях кризиса должны отказаться от неработающей рекламы. Речь идет о платных рекламных инструментах. Лучше поищите с кем можно договориться о размещении рекламных носителей за приемлемую стоимость. Магазины, кафе и аптеки подчас не против получить пусть и небольшие, но дополнительные средства за то, что в них будут висеть пара листиков о здоровом образе жизни. Но реклама обязана быть адаптирована под место размещения. Т.е. от стандартного щаблона нужно отойти, и ориентироваться под место размещения. Так, в вело-магазине мое объявление гласило: Любишь активный отдых и покатушки? Попробуй пейнтбол, активнее не бывает.
Т.е. люди, покупающие велосипед за несколько сотен баксов, вряд ли берут его как средство
транспорта. Это исключительно способ активного отдыха. То же самое касается других мест. В магазине напишите, что пейнтбол дешевле килограмма колбасы. В кафе сделайте стильную фотку, поместите ее в рамку, и напишите: «Наши клиенты отдыхают на пейнтболе». В общем, выискивайте способы.
Особо напирайте на Интернет
Интернет дает множество инструментов для доступа к вашей целевой аудитории. И все они если не бесплатные, то довольно недорого стоят. Чаще всего речь идет о временных затратах, которые вы окупите с лихвой. Если же времени нет, вам стоит нанять кого-то, чтобы ваше представительство в сети начало стремительно развиваться. Вообще, это нужно было сделать раньше. Но при наступлении кризиса у вас еще есть время, если вы не закрылись.
Соцсети, каталоги и местные форумы также пригодны для продвижения вашей идеи, что пейнтбол доступен людям даже при недостатке финансовых средств. Здесь можно пойти по пути сравнения цен, с чем-то популярным, но не являющимся товаром первой необходимости, либо выбрать иной рекламный месседж. Актуальным будет все, что доказывает, что пейнтбол по-прежнему доступен. Напишите, что о здоровье нужно заботиться, особенно в кризис, а пейнтбол – недорогой и приятный способ поддерживать свою физическую форму. Придумайте акции и скидки. Объявите о снижении цен.
Тратьте больше времени на эксперименты. Если ваше предложение не снискало теплых отзывов у потребителей, придумайте что-то другое. Далеко не каждая рекламная идея удачна, даже мэтры маркетинга чаще попадают «в молоко» и лишь с десятой попытки в «десятку».
Только не нивелируйте услугу. Если вы доведете игру до уровня «полное Г***», после окончания кризиса все так и будут к ней относиться. Т.е. некоторые отказываются от судейства, не стирают форму и забивают на дополнительные услуги, вроде фото-услуг и прочего. Все это мало помогает сэкономить, зато относиться к вашему клубу начнут как к бесплатному общественному туалету.
Как можно сэкономить на игре
Если кто-то из игроков читает мой блог, он узнает кощунственную правду, но для снижения цены клубы иногда недосыпают шары. Это разумный шаг, позволяющий пусть и немного, но снизить стоимость. Также, если у вас позволяет площадка, можно подбирать шары. Небольшой процент, но вы сэкономите на этом. Старайтесь сократить транспортные расходы. Допустим, не нужно ехать задувать баллоны и забирать шары в разное время. Подгадайте так, чтобы обе эти операции проводились одновременно. Экономить на стирке формы нельзя, это невосстановимый удар по имиджу клуба.
Постарайтесь договориться с арендодателем о снижении стоимости аренды. Клятвенно обещайте через пару месяцев выгрестись и вернуться к оговоренной сумме. В конце концов, все мы люди, и всегда можно рассчитывать на человеческое отношение.
Экономия должна быть разумной. И если экономя пар рублей вы опускаетесь в глазах потребителя, оно того не стоит. Нельзя исключать и бесплатные сервисы. Т.е. если вы фотографируете игроков, вам это ничего не стоит, отказываться от этой традиции нельзя.
Можно предлагать шары на продажу более мелкими порциями. Допустим, раньше вы продавали только по 500 штук, введите практику продажи по 100 штук. Если минимальная порция была 100 шариков, разрешите брать по 50. Это несколько усложняет процесс обслуживания игр, но зато делает услугу более посильной в глазах прокатчиков.
Итог: продумайте заранее, как адаптировать ваш бизнес под сложившиеся условия. Продумайте все возможные сценарии, и выработайте комплекс мер. Продумайте и заведите ресурсы, которые могут вам понадобиться в тех или иных условиях. Чтобы вы могли в любой момент их задействовать, т.к. моменты наступают очень неожиданно. И больше анализа, как только что-то у вас идет не так, сразу же анализируйте, почем это случилось и к чему может привести.