Маркеры.
Лучше, если у вас их будет 16-20. Поверьте, очень скоро вы столкнетесь с тем, что пара жирных клиентов уйдет, из-за того, что они хотели бы сыграть всей компанией из 20 человек, а не играть по турнирному принципу 5 на 5. Хорошо, если рядом есть другие клубы. Хорошо, если вам удастся с ними подружиться. Когда я вышел на рынок, в радиусе 50 км присутствовало 4 клуба. И все они люто ненавидели друг друга. Поэтому давать маркеры в аренду никто никому не привык. Поменять ситуацию тяжело, но можно. Еще проще иметь большое количество маркеров, чтобы в дружбе с вами были заинтересованы все прочие, кроме вас.
На данные момент в арсенале АК-83 более 50 маркеров. И у нас играют все крупные компании, т.к. ни один другой клуб не способен провести игру с количеством участников более 20 человек. Это может стать вашим козырем, учтите.
Одежда.
Это пункт прошу изучить внимательно, досконально. И воспринимать все написанное ниже, как непреложную истину. На начальных этапах развития мною было сделано много ошибок. Но вот с количеством формы я угадал безошибочно. Идеальные вариант комплектации: 3 комплекта формы для каждого маркера (маленький, средний и большой). Писать размеры не буду, т.к. настоящая военная форма имеет собственную систему размерности. Но, лишь подобная комплектация позволит вам безболезненно проводить игры любого масштаба и любой сложности.
Не исключайте тот вариант, что к вам приедут 20 толстенных мужичков, на дорогостоящих авто, которые просто не захотят бегать в том, в чем приехали. И если вы окажетесь неспособны отыскать для них подходящую одежду, вы потеряете денежных клиентов. Второй сценарий: у вас за день проходит 3 игры по 20 человек. Если у вас в наличии 10 комплектов формы, вы облажаетесь, или будете вынуждены признать, что не способны провести более 1 игры за день. Выдавать же грязную форму не просто не рекомендуемо, это опасно. Подумайте сами, какой восторг испытали бы вы лично, если б вам предложили надеть потную одежду, коленки которой густо вымазаны грязью?
Воздух.
Здесь все индивидуально. Брать компрессор на первых порах неразумно. Стоит он очень дорого, дешевый или БУ-шный компрессор с шахты или МЧС брать не рекомендую, это «кот в мешке». Поэтому придется искать место, где вас задуют воздухом, или иным инертным газом. По поводу преимуществ и недостатков воздуха и углекислоты расписывать не буду, об этом и так много написано. Основное сейчас – найти место, где вас будут «задувать».
Дело в том, что далеко не во всех городах есть организации, предлагающие подобные услуги. Самый простой и верный вариант – МЧС. У этих ребят обязательно есть компрессор, и они задувают баллоны для своих внутренних нужд. Как и за сколько вы договоритесь – вопрос вашей дипломатичности. Но заранее узнайте, какое максимальное давление они способны предоставить. Нет смысла покупать баллон с давлением 350 атмосфер, если вам в него будут задувать 150. Лучше уж купить 2 по 150, это позволит проводить больше игр от задувки до задувки. Обязательно найдите запасное место задувки, т.к. в определенные момент вы можете натолкнуться на профилактические работы или банальную поломку компрессора.
Чемодан с инструментами.
Перечислю то, что накопилось за 4 года, и без чего реально не провести нормальную игру. Набор шестигранников всех размеров (имеются в стандартной комплектации маркеров), отвертки (большая и маленькая + и -). Скотч цветной, прозрачный. Ножницы и небольшой нож, можно взять вместо ножа мультитул, полезная штука. Шомпола: мягкий и жесткий. Силиконовая смазка: жидкая, спрей – не важно. А вот обычное масло для швейных машин может подвести, при минусовых температурах оно застывает. WD40 или аналогичные смазки. Туалетная бумага или салфетки, тряпки для затирки. Подмотка для сантехники, или в народе «фумка». Набор оригинальных прокладок для маркеров и баллонов. Разводной ключ (лучше 2 – большой и маленький). Старая зубная щетка. Клей (Момент или аналоги, способные приклеить поролон к маске). Туба для рассыпки шаров. Свисток для сигнализации о начале и завершении раунда.
С годами этот список будет расти. Но перечисленное может понадобиться в любой момент, поэтому постарайтесь, чтобы все позиции были в наличии.
Шары.
Где их покупать и какие шары именно брать, советовать сложно. Этот опыт приходит с годами. Лучше завязать плотные деловые отношения с крупным поставщиком. Пусть на первых парах цены будут не самые дешевые, но постепенно, когда вы начнете покупать все больше пачек, вы сможете требовать скидки. Мелкие магазинчики не имеют такого запаса цены, чтобы двигаться до нужного вам уровня.
Маски.
Тут все просто – на каждый маркер нужно брать по 1 маске, плюс 2-4 маски для судей. Лучше конечно сразу брать термальные маски, т.к. они не потеют ни летом, ни зимой. Ацентировать внимание хотелось бы на хранении масок. При избыточной сырости на складе у вас сгниют резинки. Поэтому в помещении должно быть сухо. Сразу пошейте для масок чехлы. Давно заметил, что самые серьезные повреждения появляются в результате транспортировки, а не во время игр. Поэтому найдите или купить большую и мягкую сумку, которая будет хотя бы частично компенсировать удары и трение при перевозке масок.
Перчатки и бронежилеты.
Очень желательный элемент, т.к. лазить руками по грязи не всем приятно, а женская грудь весьма чувствительная к попаданию шаров. Это не столько практический, сколько имиджевый элемент, т.к. вы показываете людям, как вы о них заботитесь, а значит, они к вам вернуться.
Стойка под маркеры.
Ооочень нужна, т.к. при ее отсутствии оружие будет валяться где попало. Его будут класть на кирпичи, в грязь и пр. При наличии стойки вы сможете указать провинившимся на их ошибку, сказав, что для маркеров есть стойка.
Стол для масок.
Еще принципиальнее. Ни одно покрывало или ковер на дадут того эффекта, который даст простой стол, на который нужно будет укладывать маски. Можно даже на нем написать – «стол для масок». И тогда последний умственно отсталый сможете понять, куда ему ложить маску во время перерыва.
Инвентарь для миссий.
Советуем иметь минимум: пару флагов (под цвет скотча), гранаты. Миссия с флагами понятна, ее можно обыгрывать бесконечное число раз. Гранаты – чисто психологический ВАУ-фактор, который позволит сделать игру более зрелищной. В них нет ничего особенного, но публика всегда радуется. Гранату нужно забросить в определенное место, выкрасть ее из центра и пр. и пр. Что ваша фантазия позволит. Не требует инвентаря миссия «ВИП-персона», просто обмотали человека скотчем, и он стал ВИПом. Но мы используем для миссии полицейские щиты (делали сами, из жести), которые выдаются команде, проводящей ВИПа. Тоже позволяет извлечь пару восхищенных возгласов.
В дальнейшем советую обзавестись: бомбой с часовым механизмом, салютами, дымовыми гранатами, мишенями (есть несколько видов), флагштоком. Все это позволит вам предложить играющим пару десятков сценариев, комбинируя предложенное оборудование. В целом же, в качестве инвентаря можно использовать и ящик из-под шаров, но это прокатит лишь на первых порах.
Второстепенный инструмент.
Топор, лопата, пила – все это может понадобиться в самый неожиданный момент, и если они имеются, то лишними не будут. Список можно дополнять долго, но для начала ограничьтесь этим набором.
Прочее появится по мере развития клуба, и каждый сможет расставить приоритет сам для себя. Когда мы открыли первый пейнтбольный клуб в Лисичанске и Северодонецке, много не хватало. К моменту выхода на Луганск, имелся широченный набор не только основных, но второстепенных инструментов: болгарка, дрель, шуруповерт и многое другое. В общем, начните с малого, не покупайте все и сразу. Деньги лучше экономить для эффективной рекламы вашего клуба.