15 шаров в секунду, полно автоматический режим ведения огня, лига NXL, c 16ю сильнейшими командами, открытый дивизион с не менее сильным десятком команд, значительные спонсорские пакеты от гигантов рынка, множество мелких сопутствующих, кастомезующих, ви килл сакерующих компаний и компашек, 5 турниров ПСП, 5 турниров НППЛ, телевидение, спонсоры из реального мира... Короче краска лилась рекой, команды множились в геометрической прогрессии, каждый сезон открывались новые таланты, а непрофильные компании с интересом заходили на наш красочный рынок. Это не утопия, это прошлое. Пик подобного плодородия пришелся на 2006 сезон....ничего не предвещало беды, но тут настал всем известный... Не будем упоминать его всуе.
Как говориться -" Уж, что настало, то настало". Сегодня это уже 12 шаров в секунду, рампинг, уже не NXL, а гонка до 7 очков (raceTO-7), в высшей лиге еле набирается 12 команд, открытый дивизион вообще самоликвидировался, новых игроков нет - они просто перетекают из одной банды в другую, крупные производители контролирую рынок и цену, а шаров за просто так дают все меньше и меньше. Турниров уже 4, а не 5, играются не в 4-5 дней, а в 2-3 дня, постепенно удаляясь от цивилизации... что наглядно продемонстрировал последний польский этап Гранд Тур
Эта безрадостная картина в моем сознании только усугублялась, когда я старался вникнуть в дела ПБ в России. Открыть поляну и содержать ее не рентабельно, большие цены на оборудование, задержки в поставке шаров, отмирание большого количества бывших дилеров, война за собственность на землю, урезание команд ну и прочие примеры свидетельствующие о деградации ПБ как класса. Ну а после посещения единственной крытой поляны в культурной столице нашей родины, мне вообще захотелось основать благотворительный фонд развития беспомощных пейнтболистов.
К тому же, я думаю, что не один я замечал какой то "местечковый" характер большинства пентбольных клубов в нашей стране. Непрезентабельная инфраструктура, старинное оборудование, неприглядные маски для прокатчиков, ни чем не отличающиеся поля и все это от того, что никто не знает, что будет завтра. Может быть, владелец земли переарендует ее более выгодному арендатору, а может чего еще... Как следствие - ни одной по настоящему солидной структуры на базе пейнтбола сегодня нет. Я имею ввиду не только номинальное присутствие неплохой инфраструктуры, но и жизнеспособность данного предприятия. То есть прибыль и устойчивость с прицелом на будущее, которое, в свою очередь, не ограничено интересами одного инвестора.
Вот примерно с такими размышлениями я и перешел вместе со всей страной в новый, многообещающий 2011 год. Если верить календарю Майя и кинематографу - предпоследнему году существования всей нашей цивилизации. А если верить правительству Москвы - то году спорта... Впрочем, оба последних тезиса значительно более фантастичны, чем идея успешно развивающегося пейнтбола как бизнеса и увлечения масс. Почему? Потому, что в Европе мне всетаки удалось увидеть успешную модель жизнедеятельности одной организации, вселившей в меня надежду на светлое не андеграундное будущее.
Волею судеб и моего "немереного" таланта я уже второй год подряд являюсь тренером команды Франкфуртский Синдикат. Вначале для меня это были лишь лица бывших желающих попасть в РЛ - Патрика Вробеля (приезжал к нам на трайаут году в 2003-2004, но так и не задержался) и Ерика Вундсча (предводителя иностранного Легиона, а именно Микко Хуттунена, Сэма Китса и Дена Маскела. Эта банда провела примерно 2005-2006год вместе, наводя ужас на Филевский район и прилегающие территории). Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что это не просто очередная европейская команда, основанная на завышенных амбициях. А все потому, что за спиной Синдиката стоит не отдельно взятый инвестор, а целая развитая бизнесс структура под названием MAXS. Ну, дистрибьютор, ну часто вижу их логотипы на соревнованиях, часто слышал в прошлом, ну и что,- думалось мне до того, как я впервые побывал на ежегодном мероприятии под названием Open Haus в составе АртХаоса в январе прошлого года. Нашему взору предстало огромное отдельно стоящее здание с прилегающей территорией и отличным внешним видом. Подобное чудо вмещало в себя не только огромных размеров шоу рум (в котором были представлены в изобилии новинки пейнтбольной индустрии), но и офисные помещения (в которых располагались все подразделения этой компании) и склад (вмещающий в себя продукцию, как для Германского рынка, так и для большого числа дилеров изо всех уголков старушки Европы). Подобное событие - настоящий праздник для немецкой пейнтбольной общественности, потому как по масштабу его можно сравнить с Кубком Мира, а туда не все могут выбраться. Куча народу, множество станций куда можно подойти и узнать как работает тот или иной маркер, в чем преимущества того или иного оборудования, а хочешь автограф - к твоему вниманию лучшие игроки фатерлянда или же Мира (смотрите внимательней состав АртХаоса). Короче музыка, бесплатные сосиски, новинки рынка, топ игроки и все в одном месте!!! В прошлый раз нам не удалось попасть на встречу дилеров и производителей, которая по традиции происходит сразу после уикенда Опен Хауса, как оказалось, именно это и является лицом и основным показателем компании.
В этом году тренировочный уикенд Синдиката вновь попал на это замечательное событие, но следующая тренировка была назначена не через неделю, а прям следующими выходными. Вот и было принято решение руководством клуба РЛ отправить меня туда на целую неделю, чтобы тут глаза не мозолил и там присмотрелся получше (шутка). Вследствие такого графика мне удалось присутствовать и на выше упомянутой встрече дилеров. Ну, встретятся дядьки, ну поговорят, кто сколько и за сколько кому чего продаст, - так все это представлялось моему закаленному отечественными реалиями сознанию. Приехало - более 100 дилеров, всех разместили в гостинице, в воскресение был коллективный обзорный тур по Франкфурту, с последующим заруливанием в традиционный шнапсово-сидоровый ресторан... все за счет компании. А потом с понедельника по четверг с 9 утра до 4 вечера в бизнес комнатах гостиницы происходила презентация различных производителей, готовых сотрудничать с МАКС. Например, в понедельник были запланированы Французские и Австрийские дилеры. К их вниманию были предоставлены 4 комнаты: собственно продукция и структура семьи МАКС, MACDEV комната, SLY комната, MilSig и Tippmann комната. Они переходили из одного шоурума в другой, ознакамливались с продукцией, заключали договора, а в перерывах делали подходы к фуршетному столу с тремя сменами блюд... и все за счет компании.
Мое коммунистическое естество было шокировано до глубины. Как в условиях упадка производства и спроса в Америке, как, притом, что мне приходиться видеть в России, а самое главное - как при довольно жестком национальном законодательстве в отношении пневматического оружия все это возможно??? Вот примерно таким вопросом я и задавался изо дня в день. Поговорив с представителями разных стран и с самим владельцем Макс, я успокоился. Оказалось, что это не пир во время чумы, это не последний предсмертный рывок пейнтбола в Европе - это будни правильного ведения бизнеса. Доход компании составляет дцать миллионов евро ( основное здание, аренда трех крытых полей, большего числа открытых, более сотни дилеров, участие в организации общеевропейских турниров - все это является ярким свидетельством). По всей Европе, даже в Италии, открываются новые поля и клубы, и все они заинтересованы в сотрудничестве с такой серьезной структурой, совмещающей в себе все аспекты современного пейнтбола. Да да, они не только простые дистрибьюторы, но и еще в этом сезоне планируют стать производителями кэжуала (джерси, кофты, футболки, кепки...причем не только с фирменной символикой МАКС, но и с такими как РЛ, получившим признание во всем мире). И для этого у них есть все, не только экономические ресурсы, но и кадровые. В составе компании около 50 сотрудников, для всех них это настоящая работа, дающая им уверенность в будущем. Помимо простых водителей и менеджеров в штате так же появился дизайнер, до последнего времени не очень известный, но перу которого принадлежит бренд Tanked, линейка DXS 2010 и такие известные джерси как РЛ, Dynasty Impact и Syndicate. Именно он основал бренд Style Supply и решил заняться дизайном спортивных джерси. Теперь - он сотрудник МАКС и будет делать стильные вещи для них. Те, кому интересна еще и эстетическая сторона ПБ, прошу пройти по этой ссылке http://trueschoolesthetics.wordpress.com/.
Что можно сказать в итоге - для меня как для того кто не просто любит ПБ, а живет этим видом спорта, увлечением или скорей стилем жизни, подобная модель (на примере МАКС) является идеалом. Причем не фантазией, а мечтой, потому что мечта достижима, в отличие от фантазии. Структура не вымышлена, а реально успешно существует и процветает. Поскольку нашей стране не свойственно изобретать (ну кроме средств вооружения и спортивных тренировок), то было бы здорово однажды увидеть как мой родной клуб Русский Легион не просто успешно перезаймет опыт, но применит его с таким же усердием и профессионализмом, как когда то применил (изобретенный им же) тренировочный процесс, сделавший нашу команду Легендой мирового масштаба, творящей историю и продолжающей создавать спортивные прецеденты.